Историческая справка
Барокко начал свое триумфальное шествие по миру в XVII-XVIII веках прямиком из Италии. Остановить его были не в силах ни дипломатические отношения, ни предрассудки.
Предназначался стиль для церковной архитектуры, чтобы производить особенное впечатление на верующих, показывать величие Бога и ничтожность человека по сравнению с небом.
Наибольшего расцвета стиль достиг при дворе Людовика XIV, Короля-Солнца, того самого, кто изрек «Государство – это я» и увековечил себя в каждом учебнике истории.
Карлскирхе в Вене на фото выше – выдающийся пример венского барокко. Поверхность фасада слоится, все время прерывается выступами и пилястрами.
Площадь перед собором Святого Петра в Риме, архитектор П.Бернини (1663).
Пример русского барокко – Екатерининский дворец, архитектор Б. Ф. Растрелли. Посмотрите, сколько на фасаде колонн, лепнины и статуй. Взгляд все время перескакивает с детали на деталь.
Барокко в архитектуре – это, прежде всего, размах, простор и динамика. Этот стиль подобен сложносочиненному предложению. Для которого характерно изобилие декора фасадов скульптурами, барельефами, колоннами и пилястрами. Купола зачастую многоярусные, как у собора Св. Петра в Риме на фото ниже.
Собор Святого Петра в Риме. Изучите фасад: окна, портик, скульптуры, пилястры, арки, лепнина. Взгляду всегда есть, на чем остановиться.
Детали
Изобилие и пышность интерьера в стиле барокко. Азамкирхе — интерьер церкви в Мюнхене, арх. братья Азам (1733—1746 гг.). Кругом фрески, лепнина, золотые лучи, позолоченные элементы, благородные камни, витые колонны, сглаженные формы (любимая форма барокко – овал, острые углы практически отсутствуют)
Когда оказываешься внутри барочных построек, внешняя отделка уже не так впечатляет, как настоящее буйство роскоши, позолоты, красок, фресок со всех сторон. Чтобы стиль барокко проявил себя в полной мере нужно, как вы видите, очень много квадратных метров и, пожалуй, еще больше декора.
Интерьер Екатерининского дворца тоже в стиле барокко: зеркала, сусальное золото, скульптуры, овалы, арки, завитки, наборный художественный паркет – на стене и потолке нет свободного места.
Интерьер кафедрального собора Святого Стефана (Пассау, 1668—1693) немного скромнее предыдущих примеров, потому что лепнина, колонны, пилястры былого цвета. Яркие пятна – только фрески на потолке.
Потолок в монастыре Этталь – одного из крупнейших памятников барокко – на юге Германии. Просто изучите детали.
Жемчужина неправильной формы и Король-Солнце
С итальянского языка barocco — «причудливый», «странный». А с португальского и вовсе «жемчужина неправильной формы».
Но в интерьере и архитектуре это не значит – асимметричная. Для стиля барокко, такого фактурного и чрезмерного, все же характерна симметрия, как и для любого классического стиля (с другими можно познакомиться в этой статье).
Иллюстрация из книги по истории мебели, от самого раннего до настоящего времени, показывает, как выглядит мебель в стиле барокко – это ножки кабриоль (изогнутые и резные), обилие декоративных элементов, плавные формы.
Плавные линии и изгибы характерны для всего в барокко – от фасадов зданий до рам зеркал и изгородей.
Самыми яркими представителями в архитектуре барокко были итальянцы. Но пышные барочные интерьеры ярче всего расцвели во Франции и Германии.
В XVII веке во Франции идеалом мужчины был Людовик XIV, Король-Солнце, искусный наездник, стрелок и законодатель мод. Это было время абсолютизма и безграничных возможностей короля. Это находило свое отражение во всем. Поэтому можно встретить много примеров символики Короля-Солнца.
Судя по отношению французов к жизни, праздникам и архитектуре, Людовик все еще их герой.
Пожалуй, искусство барокко – самое бурно обсуждаемое направление в искусстве. Его можно либо любить, либо ненавидеть, но оставаться равнодушным нельзя. Барокко критикуют за излишнюю театральность и им восхищаются за богатство, роскошь фактур и динамику. Как говорит искусствовед Анастасия Постригай, “барокко набрасывается на тебя”.
Нам нравится идея того, что искусство вызывает эмоцию. Нам кажется, что интерьеры – это тоже искусство и они тоже должны транслировать эмоцию. Пусть барочные интерьеры показывают это немного более явно, чем многим хотелось бы. Но то, что они не оставляют равнодушными, вдохновляют и откладываются в памяти – огромная заслуга стиля. Барокко научил нас тому, что “так тоже можно”.