Правила существуют, чтобы их нарушать. Глядя на здания в стиле деконструктивизм кажется, что их проектировщики вообще не слышали о рациональном использовании пространства и грамотной интеграции проектов в городскую среду. Эдакие бунтари архитектуры. На самом деле все гораздо глубже. И деконструктивизм в архитектуре берет свое начало в области… философии!
Французский философ Жак Деррида считал, что весь наш окружающий мир — это текст, который нуждается не в порядке, а в новых интерпретациях. Этот текст нужно разделить на части и придать каждой детали новый смысл, отрицая привычные значения. Разрозненность, острые углы, необычные формы. Ничего не напоминает?
Человечество к ХХ веку накопило такое количество знаний в самых разных областях, что их захотелось заново переосмыслить. Разобрать на части и придать им новый смысл. Или обнаружить его полное отсутствие. Деконструктивизм в архитектуре более менее сформировался только в 1980-х годах и до сих пор не получил широкого распространения в мире. А в России вообще только сейчас появляются робкие попытки «отрицать рациональность». В основном экспериментируют с торговыми центрами.
ТЦ Елизаровский, Санкт-Петербург
Хотя вторым источником вдохновения деконструктивизма стал советский конструктивизм. Как ясно из названия, конструктив — это польза, функциональность. Ей решили конкретно пренебречь. Конкретно Питер Айзенман и Даниэль Либескинд. Их принято считать законодателями деконструктивизма в архитектуре. У Либескинда вообще есть книга под названием «Поверхность должна умереть. Доказательство». И архитектор действительно доказывает это в каждом своем проекте. Современный Еврейский музей в Сан-Франциско, архитектор Д. Либескинд.
Отличительные черты деконструктивизма. Формы
Музей дизайна Витра, Вайль-на-Рейне, Германия. Архитектор Фрэнк Гери: «Лишь очень малую часть из того, что строится, действительно можно назвать настоящей архитектурой». Утверждение спорное, как и сам стиль архитектуры. Видимо, поэтому в нем строятся преимущественно музеи современных искусств, отели и арт-объекты. Каждое здание в деконструктивизме само по себе арт-объект — яркий, ни на что не похожий. Не особо хочет вписываться в городскую среду, режет пространство острыми углами. Требует больших площадей. Можно сказать, живет собственной жизнью.
Павильон в парке архитектуры Цзиньхуа, Китай. Вот, например, объект современного искусства. Так и хочется спросить: «не тяжело ли тебе стоять на цыпочках?». А ведь это пешеходный мост! Так что польза у зданий в деконструктивизме все-таки есть, но на первом месте находится форма. Геометричность, острые углы, выдающиеся отдельные части строения. Нависают над зрителем, ломают стереотипы. Хотят поспорить с законами физики. Центральная библиотека в Сиэтле, США. Архитектор Рем Колхас. «Мама-философия» наградила свое детище ценным качеством — идеей. В деконструктивизме концепция есть всегда. Даже если она не сразу понятна. Рассмотрим пример полегче — у этой библиотеки нет прямых углов и параллельных линий. Среди небоскребов она выглядит как какой-то космический булыжник. Потому что главное то, что внутри. Знания.
А вот музей дизайна Холон в Израиле. Архитектор Рон Арад. Это необычный пример деконстуктивистких форм. Хотя уже знакомые черты присутствуют — нерациональное использование пространства, необычные формы, вызов законам физики и тектоники.
Нью-Йорк-бай-Гери (англ. New York by Gehry, ранее Beekman Tower) — 76-этажный небоскрёб в Нью-Йорке. Построен еще одним выдающимся деконструктивистом Френком Гэри. Кажется, будто это застывшая взрывная волна, и здание вот-вот обрушится вниз. Либо это все вообще не реально и происходит во сне. Пожалуй, бессознательного начала в деконструктивизме гораздо больше, чем мы думаем…
Материалы деконструктивизма
Поскольку направление очень молодое, оно смело пользуется всем, что предлагает современная промышленность. Отчасти, ее развитие и способствовало возможности родиться деконструктивизму. Металлом обиваем поверхности, сверхпрочными арматурами поддерживаем выступы в стенах. Три кита деконструктивизма — стекло, металл и бетон. Иногда дерево или пластик.
Окна
Окна и разные проемы заслуживают отдельного внимания. Если отказываться от привычного декора, на чем еще отыгрываться?
Рецепт декора от деконструктивистов: берем окна, раскидываем их в случайном порядке по стене. Можно приправить окнами разных форм и размеров. А где-то вообще оставить монолитные стены...
…как например в Доме искусств в Португалии. А что, электричество внутри же есть!
А вот крутая церковь Санта-Моника в Испании. Геометрию будто кто-то препарировал. Или взорвал. Нет, это кристаллы, выросшие прямо на стене здания. Говорят, внутри очень красиво из-за игры света, образующейся от этих хаотичных окон.
Декор
Деконструктивизм отрицаем и переосмысливает все, в том числе и декор. Современные материалы и технологии позволяют архитекторам многое. Например, вдохновляться формами гитар легендарного Джимми Хендрикса. Ведь это музей музыки в Сиэтле Фрэнка Гери, все логично. Контраст цветов и форм — вот главные украшения стиля.
Офисное здание в Праге состоит из двух цилиндрических башен: нормальной и деструктивной. Строение – архитектурная метафора танцующей пары, в шутку называется «Джинджер и Фред» в честь пары Джинджер Роджерс и Фред Астер. Архитекторы Владо Милунич и Фрэнк Гери. Отель Порта Фира в Барселоне. Архитектор Тойо Ита
Иногда в ход идут «подручные материалы». В этом отеле все стены снаружи обиты красными алюминиевыми трубами. Иногда они «прерываются на окна» в хаотичном порядке. Контраст форм, цветов и материалов — основная идея декора в деконструктивизме.
Деконструктивизм в интерьере
Королевский музей провинции Онтарио в Торонто, Канада
Постепенно деконструктивизм перебирается внутрь зданий. Все тех же музеев и отелей. И приносит с собой любовь к большим пространствам и вольное отношение к задействованным площадям. Игры со светом и геометрию.
Музей искусств в Денвере, США
Сколько этажей, какой высоты — никакой ясности. Все переменчиво, как во сне. Необычная организация пространства, характерная для деконструктивизма, отражается и внутри зданий. Что касается цвета, это не обязательно монохромная гамма. Иногда встречаются яркие акценты контрастных цветов, закованные в четкую геометрию.
Деконструктивизм в архитектуре — явление спорное. Стиль пока очень молод и непонятно, будет ли развиваться в будущем или так и останется в андеграунде.
Деконструктивизм в интерьере вообще встречается не часто. Но если оформлять творческое пространство, можно заимствовать некоторые фишки из этого направления. Такой интерьер точно не оставит равнодушных.
Питер Айзенман утверждает, что идеи предметов могут никак не соотноситься с человеком. То есть у каждого объекта есть своя собственная жизнь, а вот функциональность — дело десятое. Мы, конечно, не согласны с таким подходом. Но любое мнение имеет право на существование. Особенно такое интересное и оригинальное.
Хотите больше интересностей — подписывайтесь на нашу рассылку.